Любители современной музыки уже привыкли к мультимедийным CD-ROM'ам,
посвященным творчеству той или иной группы или исполнителя. Обычно такие
продукты строятся по принципу энциклопедии: меню песен, разделенных на
альбомы, меню биографических справок, меню видеоклипов и т.д. Проект "Кольцо
времени", посвященный "Аквариуму" и Гребенщикову, выделяется на общем фоне
своей оригинальной идеей. В нем имеется отдельная программа, позволяющая
послушать песню или просмотреть клип привычным способом, однако, она прилагается
лишь как вспомогательная утилита. Основная же программа представляет собой,
по сути, игру, жанр которой можно точнее всего определить как point-and-click
FMV adventure ("мышкотыкательный" квест, построенный на полноэкранном видео).
Действие начинается в квартире Гребенщикова. Нас приветствует сам Б.Г.,
выражает надежду, что мы найдем что-нибудь интересное, и тает в воздухе,
оставляя нас в полном недоумении, что делать дальше. А что в point-and-click
квестах делают? Ясно, водят мышкой по экрану да смотрят, не изменится ли
на каком предмете форма курсора. Здесь она может измениться 6 способами:
стандартный курсор, стрелка вверх или вбок - возможность перемещения, стрелка
вниз - возврат назад, шестеренки - возможность совершить действие, лупа
- рассмотреть картинку и, наконец, нота - прослушать песню. Вот эти самые
ноты нас больше всего интересуют. Нам нужно найти их 40 штук; каждая прослушанная
песня - элемент мозаики (слушать до конца не обязательно). Когда каждый
элемент займет свое место, кликнув на получившуюся мозаичную картину, мы
попадем в "странное место", где, получив поздравления от Б.Г., можно послушать
еще 14 "раритетных", как сказано авторами, песен. Вот, собственно, и вся
суть игры.
Конечно, назвать это полноценным квестом нельзя. Нет собираемых и используемых
предметов, нет персонажей, с которыми можно общаться (не считая появляющегося
в некоторых местах Б.Г., чьи приветственные реплики не содержат полезной
информации), нет puzzle'ов. И все же нельзя сказать, что прохождение абсолютно
тривиально. Иногда области, в которых курсор принимает нужную форму, занимают
почти весь экран, а иногда они совсем крохотные, так что их ничего не стоит
пропустить. Бывает и так, что эти области граничат, естественно, невидимо
для глаза, так что вы думаете, что здесь уже были - ан нет, вы жали на
стрелку рядом, а она ведет в другое место.
Кроме того, пространство "Кольца" не вполне евклидово. Если вы прошли
вперед, далеко не факт, что вас пустят назад, а если и пустят, вы не обязательно
попадете туда, откуда пришли. К примеру, в церкви, кликнув на одну и ту
же дверь с вида сбоку или прямо, вы попадете на совершенно разные территории.
Территорий, кстати, всего 8 (не считая "странного места", куда можно войти
отовсюду, если собрана мозаика, и откуда, однако, уже никуда нельзя перейти).
Иногда переходы между ними вполне логичны (из квартиры на лестницу, с лестницы
на чердак), иногда - совершенно нет (из Египта в Гималаи, из церкви на
чердак), причем в последних случаях вы даже не догадываетесь, что данное
действие вас куда-то перенесет. Это бывает некстати - если вы не все исследовали
на этой территории, придется возвращаться кружными путями. На большинство
территорий можно попасть несколькими способами.
Перемещение по территориям и между ними сделано через видеоролики (везде
вид от первого лица). Поначалу это здорово смотрится, но, когда приходится
снова идти по тем же местам, начинает раздражать, но это главный недостаток
любых FMV-игр - игроку приходится слишком часто быть зрителем, а не участником).
К счастью, прервать ролик и переместиться мгновенно можно правой кнопкой
мыши (так же можно прервать песню и видеоклип). При этом, однако, приходится
сначала жать на левую кнопку, а уже потом, когда перемещение началось -
на правую, что неудобно. А нет бы сделать быстрое перемещение сразу по
правой кнопке.
С предметами, с которыми можно что-то сделать, все вполне ясно. Не
нужно большого ума, чтобы выдвинуть ящик стола, покрутить ручку граммофона
или зажечь свечу. А вот места, где прячутся песни, не всегда столь очевидны.
Это даже не всегда предметы. Это может быть, к примеру, солнечный свет.
Довольно часто предмет соответствует названию песни (книга на алтаре -
"Серебро господа моего", рисунок истребителя на стене - "Истребитель",
окно, мерцающее голубоватым светом - "Голубой огонек", звонок Козлодоеву
- понятно что), но бывает, что такой связи нет. Во всяком случае, если
вы сначала (посредством ранее упомянутой утилиты) просмотрите, какие песни
имеются в игре, это облегчит вам поиск, но, конечно, уберет интригующий
элемент неожиданности.
Помимо вышеупомянутых 54 песен, в игре имеются 16 видеоклипов (в прохождении
игры роли не играют). Они занимают весь второй диск, но качество видео
у них не лучшее, иногда практически невозможно разобрать лиц. Кстати говоря,
корректно отследить смену дисков авторы не сумели. Т.е. это сделано в одном
месте - когда вы нажимаете кнопку магнитофона. Попытка сменить диск в какой-то
другой момент, даже на том же экране с магнитофоном, когда пытаетесь снова
запустить остановленный клип, приводит к вылету по ошибке. Любителям Гребенщикова
также небезынтересно будет ознакомиться с его картинами - представлены
12 штук, манера "митьковская" (типа "Вожди мирового пролетариата находят
в руинах исчезнувшей цивилизации оригинал статуи "Девушка с веслом"").
Не обошлось, правда, без глюка - одна из картин носит название "Вождь мирового
пролетариата метится в царя-батюшку", хотя на картине он явно соблазняет
Адама яблоком.
Кроме того, в любой момент можно посмотреть "книгу" с текстами и фото
"Аквариума". Представлены тексты 26 альбомов (начиная с "Графа Диффузора"
и кончая "Гипербореей" и "Лилит" 1997 года) и 393 фотографии. Фоторазделы
и альбомы сопровождаются комментариями Б.Г., друзей и соратников относительно
того, где и когда это делалось, что, сколько и с кем было выпито и т.д.
Мне, однако, нигде не удалось найти имен этих друзей и соратников.
Кроме того, гипертекстовая система книги организована достаточно неудобно.
Допустим, вы выбрали альбом и песню, прочитали ее и хотите прочитать следующую
в том же альбоме. Кликнуть на правую страницу? Как бы не так! Кликнуть
на "Оглавление альбома", попасть при этом вовсе не в оглавление, а на обложку
альбома, кликнуть на правую страницу, попасть в оглавление и уже тут кликнуть
на нужную песню. Вернуться в оглавление (или хотя бы на обложку) с произвольной
страницы нельзя - нужно обязательно пролистать до конца раздела (в случае
фотографий это несколько страниц), где будет это самое "Назад в оглавление".
Нет системы поиска по всем песням - даже просто по названию, не говоря
уже о произвольной строке. Так что, если вы не знаете, к какому альбому
относится интересующая вас песня, извольте просмотреть их все. Вышеописанным
"удобным" способом.
Кроме того, есть элементарный глюк, когда название песни не выводится
и цвет основного шрифта из черного становится красным. Ну и опечатки тоже
попадаются.
Кстати, вышеупомянутые тексты - единственные тексты в игре. То есть
ни help'а, ни пояснительных надписей на кнопках нет. Кнопок этих, кстати,
3: правая - просмотр книги, средняя - текущее состояние мозаики и левая
- выход (из просмотра книги или из игры). Установить это можно только экспериментальным
путем, в изображенных на кнопках пиктограммах смысла не многим больше,
чем в иных песнях "Аквариума".
Ну скажите, что может означать знак вопроса? Help? Я тоже так думал.
Оказалось - мозаика. Нажимая невразумительную кнопку выхода, вы получаете
столь же иероглифический запрос подтверждения. Такое впечатление, что программа
рассчитана на неграмотных, наделенных даром ясновидения. Правда, некое
подобие документации имеется на бумажной обложке компакт-диска. Сложенной,
кстати, вчетверо. Документация внутри, снаружи - лишь гарантийные обязательства.
Скажите, приобретая компакт, вы всегда достаете его обложку и тщательно
ее изучаете со всех сторон?
Но самая неприятная особенность "Кольца времени"... ни за что не догадаетесь.
Я уже беспощадно резал за это баллы стратегиям и Action, но никак не ожидал
встретить такое в квестоподобной игре. В "Кольце" нельзя записываться!
Конечно, убить вас здесь некому, но, похоже, разработчикам из фирмы "ЛЕАН"
не приходит в голову простая мысль, что человек, сидящий за компьютером,
может вульгарно захотеть спать или уйти по делам, не завершив сборку мозаики
(напоминаю - 40 кусков, которые надо еще найти). В общем, идея продукта
оригинальная, но интерфейс мог бы быть более дружественным, а игра - более
квестовой. Тем не менее, "Кольцо времени" вполне можно рекомендовать поклонникам
Б.Г. Тем паче, что сам он принимал в создании "Кольца" самое непосредственное
участие.
|